С конца прошлого года, когда появилась информация о президентском указе по написанию законопроекта, который должен был внести ясность в отношении криптовалют, их официального статуса и способа регулирования в Российской Федерации, мы все начали обсуждать, чего от него ждать. С одной стороны, этот закон должен был официально закрепить такие понятия как криптовалюта, токены, ICO, блокчейн и т.д. С другой, был огромный риск наложения жестких ограничений на всю систему цифровой валюты в пределах нашей страны. И вот, уже в первом чтении данный законопроект был принят. Пора вновь включать режим аналитика и разобрать, что же в итоге нас ждет.

Кратко о содержании законопроекта

Актуальная на данное время версия проекта не очень внушительная и состоит из пяти статей:

  1.   Предмет регулирования и сфера действия.
  2.   Основные понятия.
  3.   Особенности выпуска токенов.
  4.   Особенности обращения цифровых финансовых активов.
  5.   Порядок вступления в силу ФЗ.

Это лишь перечисление заголовков всех статей проекта, а нас больше интересует их внутреннее содержание. Именно в нем кроется вся ценность этого документа. С текстом закона можно ознакомиться на сайте Минфина: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 

Небольшая предыстория

В январе этого года, после долгих размышлений о возможном содержании будущего закона, была опубликована первая его версия, которая казалась слишком сырой. Спустя пару месяцев, 20 марта, этот же текст, хоть и немного доработанный, отправили на рассмотрение в Государственную Думу. На форумах возобновилось обсуждение – законопроект сырой, поэтому вероятность его принятия мала, что, в свою очередь, намекало на откладывание вопроса на неопределенный срок.

Но, не тут-то было. 22 мая проект закона «О цифровых финансовых активах» был принят депутатами Госдумы в первом чтении. Конечно, впереди еще долгий путь, прежде чем будет окончательная его публикация, возможны и правки, но уже есть, что разобрать и обсудить. Так что, поехали.

Вводная часть федерального закона

В первой статье нам одним предложением говорят о регулирующих целях настоящего проекта в отношении криптовалют. Тут говорить не о чем, поэтому сразу переходим к статье об «Основных понятиях». Неудивительно, что в самую первую очередь, нам разъясняют, чем являются «Цифровые финансовые активы». Здесь говорится об их криптографическом создании и фиксации этого в специальном реестре, но самое главное, что, согласно определению, на территории РФ они не могут быть использованы в качестве платежного средства. И, конечно же, данное понятие напрямую относят к токену и криптовалюте.

Далее перечисляются многочисленные понятия, без которых невозможным было бы дальнейшее чтение законопроекта. Официальное внесение этих терминов в законодательную базу – это то, чего так долго ждали все пользователи криптовалют. Во второй статье перечислена цифровая терминология:

  •         транзакции,
  •         их реестр,
  •         его участники,
  •         криптовалюта,
  •         смарт-контракт,
  •         валидация и валидаторы,
  •         операторы обмена,
  •         майнинг и т.д.

Все это не требует разбора среди наших читателей, но в некоторых из них имеются важные детали. Так, говоря о реестре цифровых транзакций ни разу не упоминается термин «блокчейн», что несколько странно. Возможно, авторы сделали это специально, преследуя некую цель, о которой, пока что, мы можем лишь гадать.

Стать оператором, отвечающим за обмен криптовалют, согласно законопроекту, может исключительно юридическое лицо, соответствующее необходимым требованиям законодательства. Вместе с понятием майнинга говорится о том, что, при трехмесячном превышении лимитов энергопотребления, эта деятельность признается предпринимательской, что требует соответствующего оформления. Остальные определения мало чем отличаются от общепринятых среди криптосообщества.

Что говорит законопроект об особенности выпуска токенов

Третья статья документа посвящена исключительно выпуску токенов. Во-первых, в ней нам четко дают понять, что их выпуск и приобретение приравнивается к инвестиционной деятельности, поэтому должны осуществляться согласно соответствующему закону. Из-за этого Банк России будет устанавливать лимиты, о размере которых еще рано говорить, на покупку токенов. Во-вторых, без предварительно подготовленных и официально опубликованных инвестиционных меморандумов, оферт и прочих документов токены не могут быть выпущены, а их продажа должна сопровождаться заключением договоров.

Много сказано об обязательном перечне сведений, которые должны содержаться в соответствующей публичной оферте и инвестиционном меморандуме. В конце статьи указывается обязательный срок публикации всех этих документов – минимум за 3 рабочих дня до официального начала заключения договоров. Также здесь говорится о запрете на любую рекламу токенов до публикации оферты.

Что еще сказано в тексте законопроекта

Четвертая статья содержит в себе информацию об особенностях обращения с криптовалютой и токенами. Обмен на любую фиатную валюту будет разрешен исключительно с помощью операторов обмена. Эти процедуры обращения с криптовалютой должны соответствовать зарегистрированным в Центробанке Правилам. Что примечательно, без прохождения процедуры идентификации пользователя никакого обмена не будет. Объясняется это, как всегда, борьбой с коррупцией и терроризмом.

Прочие порядки и требования по обращению с криптовалютой будут установлены Центральным банком РФ. Есть еще в проекте закона «О цифровых финансовых активах» пятая статья, но в ней лишь указано, что данный ФЗ вступит в силу после того, как с момента официальной публикации (окончательного принятия и утверждения президентом) пройдет 90 дней. На этом разбор окончен, далее мы подведем итоги, что же нас ждет.

Плюсы, минусы и вопросы к законопроекту

Итак, из положительного можно выделить официальное введение уже привычных нам терминов в правовое поле, а также само признание криптовалюты и токенов. Повезло и майнерам, деятельность которых не запрещена. Более того, домашних «добытчиков криптовалюты», не превышающих лимиты потребления электроэнергии, не будут причислять к предпринимателям и заставлять регистрироваться.

Теперь перейдем к менее приятному. Описанные во второй статье валидаторы и реестры в России еще не существуют, а когда это изменится – не известно. Всем желающим вложиться в российские ICO будет необходимо заключать электронные или даже бумажные договора. Да и вообще, стать эмитентом, выпускающим токены, будет очень сложно из-за огромных требований к документации и сложностей в дальнейшем. Также, существует несколько пунктов, где нам не говорят конкретных сведений, а лишь указывают на будущее их установление Центробанком. Что же касается обращением с криптовалютой, то, во-первых, указанных операторов обмена, соответствующих требованиям, у нас еще нет, а во-вторых, использовать цифровые финансовые активы для оплаты товаров и услуг будет нельзя, по крайней мере пока.

Да уж, вопросов много, и главный из них – кому нужен закон, соблюдение которого не представляется возможным? Однако нужно понимать, что законопроект принят лишь в первом чтении. Впереди еще два чтения в Думе, Совете Федерации и Президент. Что, а главное, когда мы получим в итоге еще не ясно. Будем ждать и следить за ситуацией.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы получать аналитику, новости и инсайды в удобном формате!